1 марта - Всемирный день Гражданской обороны
Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооружённого противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.
В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию «Ассоциация Женевских зон», которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны. Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).
Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. В 1935 г. по инициативе «Ассоциации Женевских зон» французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях.
В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин). Несмотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.
В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев – «безопасных зон», которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г.
Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.
Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 г. в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В истории Международной организации гражданской обороны (МОГО) эта конференция известна как «Первая Всемирная конференция по гражданской обороне». Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.
В июле 1956 г. «Информационный бюллетень Женевских зон» вышел под заголовком "ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА". В редакционной статье Ассоциации говорилось: «Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах... <...> Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием «Женевские зоны», разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны».
Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 г. во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.
В январе 1958 г. Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.
На международной конференция по радиологической защите в 1966 г., на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.
В Уставе определены главные задачи Организации: «Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Устав вступил в силу 1 марта 1972 г. по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975г. данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 г. между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии. В 1977 году голубой треугольник в оранжевом квадрате стал международным символом гражданской защиты.
Устав 1966 г. возложил на Организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны. Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 2034 от 1965 г. призвала «правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями».
Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят всеми доступными способами политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий. Было организовано одиннадцать Всемирных конференций по гражданской обороне (Берлин 1954, Флоренция 1957, Женева 1958, Монтре 1961, Женева 1963, Женева 1972, Каракас 1974, Тунис 1978, Рабат 1980, Амман 1994, Пекин 1998).
Прием в члены Организации открыт для всех государств.
В настоящее время членами Организации являются:
- 50 государств членов МОГО;
- 16 государств наблюдателей МОГО;
- 13 ассоциированных членов.
Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.
Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих государства-члены. Каждое государство-член предоставлено одним делегатом. Ассамблея собирается на очередные сессии с интервалом, не превышающим два года, и в случае надобности - на специальные сессии. Специальные сессии созываются по просьбе Совета или большинства государств-членов. Ассамблея на каждой очередной сессии выбирает страну, в которой состоится следующая очередная сессия, причем Совет впоследствии определяет место проведения сессии. Место проведения специальной сессии определяется Советом. Ассамблея избирает председателя и заместителя председателя, а также других членов президиума в начале каждой очередной сессии. Эти лица сохраняют свои полномочия впредь до избрания их преемников.
Исполнительный совет является исполнительным органом Организации. Принимая во внимание справедливое географическое распределение, Ассамблея устанавливает количества членов Исполнительного совета и избирает тех членов, которым предоставляется право назначать своих представителей в Совет. Члены Совета избираются сроком на четыре года, половина членов переизбирается каждые два года. Совет проводит свои заседания не реже одного раза в год и определяет место проведения каждого своего заседания. Совет избирает своего председателя и заместителя председателя из числа своих членов.
Секретариат Организации состоит из Генерального секретаря и такого технического и административного персонала, который может потребоваться для работы Организации. Генеральный секретарь назначается Ассамблеей по представлению Совета на условиях, определяемых Ассамблеей. Генеральный секретарь является главным техническим и административным должностным лицом Организации. Генеральный секретарь по должности является секретарем Ассамблеи и Совета и присутствует на всех комиссиях Организации. Генеральный секретарь ежегодно составляет и представляет Совету финансовые отчеты и бюджетные сметы Организации.
МОГО устанавливает эффективные отношения и тесное сотрудничество с такими межправительственными и неправительственными организациями, с которыми это может оказаться желательным. Любое официальное соглашение, заключенное между организациями, подлежит утверждению Исполнительным советом.
В последние десятилетия деятельность МОГО все больше связана с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о гражданской защите населения, чем о гражданской обороне.
При этом следует учитывать, что лексически используемые в названиях национальных служб термины «Civil Protection» или «Civil Defence» имеют национальные службы гражданской обороны (защиты) вне подчинения национальных министерств обороны. В среднем только 6 стран из 30 имеют подчиненные министерствам обороны службы гражданской обороны; большинство служб гражданской обороны (защиты) стран-участниц МОГО, представляющих Африку и Азию, создавалось по образу и подобию служб своих бывших метрополий, не особенно вдаваясь в смысловую нагрузку названия службы - защита или оборона.
Аналогичные тенденции, особенно после окончания периода холодной войны, прослеживаются и в других странах. Это нашло свое отражение в Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по гражданской защите, которая была организована МОГО. В ней предлагается дальнейшее расширение значения термина «гражданская оборона», использование его для обозначения соответствующей деятельности, как в военное, так и в мирное время.
В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.
Политические изменения, произошедшие в последние годы на международной арене, и совершенствование задач, возлагаемых на органы гражданской обороны (как национальные, так и коалиционные), постепенно оказывают влияние и на движение этих организаций в сторону термина «гражданская защита».
Прежде всего речь идет о большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы, где этот переход в целом уже завершен.
В связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль МОГО.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации, Правительством Российской Федерации поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Бывший Министр Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу избирался на должность президента МОГО с 1995 по 1997 годы.
Российская Федерация в лице МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО. Оценка положения дел в области сотрудничества МЧС России с этой организацией позволяет подтвердить необходимость укрепления отношений Российской Федерации с МОГО.
В настоящее время создан и развивается региональный учебный центр МОГО на базе Академии гражданской защиты МЧС России. Со своей стороны МОГО оказывает содействие МЧС России в продвижении инициатив в области развития международного сотрудничества. Так, МОГО активно распространяет и пропагандирует передовые российские разработки и технологии в области авиационного пожаротушения, гуманитарного разминирования, медицины катастроф и спасательной кинологии.
Важным аспектом сотрудничества МЧС России и МОГО является повышение квалификации российских специалистов на курсах МОГО, которое проводится в учебных центрах различных стран мира.
В 2012 году практическая деятельность в рамках МОГО была успешно продолжена. Являясь членом этой межправительственной организации с 1993 года, Российская Федерация в настоящее время стала крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России выполнять важнейшие проекты СМР и поддерживать профильную деятельность организации. Кроме того, МОГО является одним из ключевых партнеров МЧС России по развитию сотрудничества с государствами Ближнего Востока.
28-29 ноября 2012 г. в г. Женеве состоялась 20-аясессия Генеральной Ассамблеи (ГА) Международной организации гражданской обороны (МОГО), где активное участие в работе юбилейной сессии принимала делегация МЧС России, возглавляемая Министром МЧС России В.А. Пучковым.
В сессии ГА принимали участие 42 государств-членов, 11 государств наблюдателей, 9 аффилированных структур МОГО. Общее количество участников составило около 170 человек из них: 4 министра, 5 заместителей министров, 13 директоров национальных структур ГО, 10 послов иностранных государств и 17 дипломатических миссий.
20 сессия ГАМОГО приняла исключительно важные решения для будущего развития МОГО среди которых:
- утверждение статуса стратегического партнёра организации МЧС России;
- утверждение решения об открытии региональных бюро МОГО в Москве (Россия) и Аммане (Иордания);
- утверждения решения о создании информационного центра в штаб-квартире МОГО в Женеве при содействии стратегического партнера МЧС России.
В период работы ГА министр МЧС России провел переговоры с генеральным секретарем МОГО Наваф Аль-Слейби, где обсуждались вопросы стратегического партнерства с МЧС России, будущего развития организации и повышение ее авторитета, через призму реализации различных гуманитарных программ и проектов.
ГА проходила в юбилейный год для МОГО – год 40-летия вступления в силу устава организации. За это период МОГО совершила огромный шаг в области совершенствования национальных систем гражданской обороны и защите населения от катастроф, подготовке кадров и внедрения инновационных технологий для борьбы с катастрофами.
За последние 5-6 лет, при поддержке стратегического партнёра МЧС России, такой комплексный подход стал стержнем работы МОГО. Под эгидой МОГО, МЧС России как оперативно, так и на плановой основе провела различные гуманитарные проекты и программы и поставила пострадавшим странам спасательную и пожарную технику, оказала услуги в пожаротушении и разминировании, в доставке гуманитарных грузов и специальной медицине, во внедрении систем обучения, оповещения и антикризисного управления.
Так за период с 2000 года разностороннюю помощь от России на двусторонней основе получили 37 государств – членов и наблюдателей МОГО при этом ряд государств многократно, а всего было реализовано 128 гуманитарных операций и проектов. На многосторонней основе, по проектам содействия международному развитию, где МОГО в планах России занимает одну из ключевых позиций, осуществлено за период 2008-2012 годов 35 проектов на общую сумму более 200 млн. долларов. Эти гуманитарные проекты направлены в первую очередь для поддержки экономик беднейших стран и развития современных структур национальной гражданской защиты, а также на повышение эффективности защиты населений и территорий от катастроф. При этом, цель таких проектов не только гуманитарное содействие развивающимся государствам, но и развитие непосредственно самой международной деятельности МОГО, направленное на рост её уставных возможностей и как следствие авторитета в мире.
Помимо этого, продолжается реализация совместных проектов по подготовке кадров. В частности, при административном и методическом содействии МЧС России в ноябре-декабре 2011 г. на базе Оздоровительного комплекса «Спасатель» проведен международный учебный семинар МОГО «Методология психологической поддержки в чрезвычайных ситуациях» для представителей из стран СНГ. Также обеспечено участие представителей МЧС России в международных учебных курсах «Управление в чрезвычайных ситуациях» в Казахстане (июнь 2011 г.) и «Чрезвычайное реагирование на землетрясения» в Китае (октябрь - ноябрь 2011 г.).
Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.
Тема Всемирного дня гражданской обороны в 2013 году: «Гражданская защита и подготовка общества к упреждению катастроф».
Всемирный день гражданской защиты преследует две главные цели:
- привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий;
- отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.
Всемирный день гражданской защиты используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, пропаганды знаний по гражданской защите и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.
Руководство МОГО при поддержке стратегического партнёра МЧС России, продолжит целенаправленную работу по увеличению потенциала организации, привлечения в эту гуманную деятельность другие страны и организации, находящиеся в орбите МОГО и имеющие достаточные ресурсы или иные возможности содействия.
Нет сомнений в том, что этот путь развития и совершенствования Организации необходимо продолжать, опираясь на признанные международно-правовые и конвенциальные документы МОГО.
Дата публикации: 01.03.2018 в 16:38
Дата изменения: 24.11.2024 в 19:41